Аштанга-йога в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая йога». «Ашта» – восемь, «анга» – ступень, шаг. Система, которую в своих сутрах упорядочил и записал великий мудрец Патанджали более 5000 лет назад. 8 шагов, о которых говорит Патанджали выглядят так:
- Яма
- Нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхьяна
- Самадхи
Первые четыре ступени относят к хатха-йоге – практике, также подробно прописанной в «Йога Прадипике» Сватмарамы, являющейся лестницей к раджа-йоге – остальным четырём ступеням аштанга-йоги.
Серьёзное следование принципам аштанга-йоги, изложенным в фундаментальных трудах известных йогинов и мудрецов, ведёт к конечной цели йоги, которая есть «единение с Богом». Для этого, практик, шаг за шагом проходит все ступени аштанга-йоги, очищаясь, восстанавливая здоровье физического и тонкого тел, и, одновременно открывая в себе широту восприятия и понимания вселенских процессов, мира вокруг, себя, как частицы всего сущего, где всё являет собой Гармонию и Единство, и постепенно осознаёт свою духовную природу. «Йога» с санскрита переводится, как «соединение», «связь». Вот и получается, что главным и единственным, для чего существует Йога, как таковая – является связь с Высшим Единым Господом, которого в современном обществе принято называть разными именами, в зависимости от личного отношения к идее Бога. И Вселенная, и Высший Разум, и Абсолют, и т.д. адресуют к одному и тому же.
Как целостная система самопознания, аштанга-йога связывает между собой все 8 ступеней, открывая человеку тайны чистоты и силы сознания, а также долголетия и сверхспособностей (сидхи), которые садхака (практикующий йогу) может приобрести со временем при внимательном соблюдении всех принципов и правил.
К примеру, яма и нияма рассказывают о том, от чего для начала необходимо отказаться, чтобы получить определённую чистоту физического и ментального тел, и затем приобрести в привычку, чтобы встать на путь йоги.
- Ахимса – ненасилие, непричинение вреда, сострадание, понимаемое в очень широком смысле, как физическом, так и моральном.
- Сатья – правдивость, где важна честность не только к миру вокруг, но главное – к себе самому, в отношении себя, своих желаний, помыслов.
- Астея – нестяжание, неприсвоение чужого. Помните заповедь «Не пожелай жены ближнего Твоего, ни его скота, ни дома»? Вот и здесь говорится о вселенском законе не желать чужого и не брать того, что не твоё.
- Брахмачарья – воздержание (чувственное и плотское), что является важным аспектом в накоплении энергии для дальнейшей практики.
- Апариграха – отказ от излишеств и накопительства, дабы отвязаться от многих забирающих энергию вещей в нашей жизни. Сюда относят и оставление привязанностей к людям (семья, друзья).
Нияма указывает следующие 5 правил:
- Шауча – чистота физическая и ментальная. Шаучу различают на трёх уровнях: тело, речь и ум. На уровне тела проводят очистительные практики (шаткармы), омовения, содержат в чистоте одежду, дом. Чистота речи подразумевает отказ от сквернословия и отягощающих слов. И уровень ума предполагает контроль хода своих мыслей, стараясь отказаться от негативизма в уме, критики и других, разрушающих энергетический баланс, программ, и наоборот, задерживаясь на благостных вещах, создавать в уме жизнерадостность и спокойствие.
- Сантоша – удовлетворённость тем, что есть в жизни – принятие кармы, и того, что по карме получено: тело, способности, материальный достаток, окружение, семья и т.д.
- Тапас – аскетизм. Важнейший этап продвижения по пути к цели, который учит терпению, трудолюбию, усердию в практике.
- Свадхьяйа – самоизучение, самопознание, самообразование. Глубокое понимание духовной природы «Я», самости, а также постоянное получение знаний из древних текстов, дающих подробное описание мира материального и духовного.
- Ишвара Пранидхана – предание Богу, посвящение всех своих действий и желаний Верховному Господу, абсолютное принятие воли Божьей.
Следующими шагами аштанга-йоги будут асана и пранаяма.
Патанджали разделяет эти два пункта, и ставит асану перед пранаямой, в отличие от современных смешанных подходов в йоге, и объясняется это достаточно легко: пранаяма – это не просто дыхательные упражнения, как сейчас принято называть, – это контроль жизненной энергии в теле человека, её увеличении и накопление объёма праны, что даёт огромный приток сил и раскрытие, а также усиление сенсорики. Для того чтобы научиться управлять праной, необходимы чистые каналы, здоровое тело и хорошее терпение, которые достигаются путём ежедневной практики асан в сочетании бандх, мудр и правильного дыхания. Попробуйте сесть в самую простую асану, какая Вам показалась бы таковой, и подышать обычным Полным Дыханием Йогов в течение нескольких минут. Здесь-то и станет ясным, для чего нужен этап практики асан.
- Пратьяхара – контроль ума и чувств. Осознанное отвлечение чувств от их объектов, переводя деятельность ума на внутреннюю деятельность или внешнее бездействие.
- Дхарана – концентрация внимания или состояние, когда йог выбирает объект, на котором останавливает свой ум и поднимает свою жизненную энергию на определённый уровень сознания.
- Дхьяна – медитация – полное сосредоточение ума и чувств на одном объекте – Верховном Господе.
- Самадхи – просветление или сознание Бога. Когда йог переходит из состояния двойственности в единение с Высшей Энергией, которая есть Абсолютное Блаженство.
Каждая ступень аштанга-йоги ведёт к самопознанию, самоосознанию, а затем и к соединению с Источником. И всё же правильнее говорить, что Классическая йога представляет собой не лестницу, а цветок лотоса с восьмью лепестками практик и центром – практикующим йогом.
Бхагават-Гита утверждает, что в эпоху Кали юги заниматься аштанга-йогой, с целью достижения Самадхи, почти невозможно, так как ум становится необузданным, идёт повальная деградация человечества, процветают алчность, гнев, вожделение. Мир встаёт на рельсы технократии и всё дальше уходит от понимания своего духовного Я. Поэтому соблюдать все принципы аштанга-йоги чисто и скрупулёзно становится сложнейшей задачей для современного человека. Ведические трактаты предлагают для нашего времени практику очищения и достижения Высшего состояния сознания через Бхакти-йогу или Любовное служение Богу, не уходя в отречение от мира.
В любом случае, занимаясь аштанга-йогой, Вы ничего не теряете, а наоборот – приобретаете хотя бы частичное спокойствие в уме – это и будет вашей отправной точкой к более глубокому изучению себя, а значит и таких категорий, как Счастье, Любовь, Здоровье.